Васильчук Сергей Петрович (serg70p) wrote,
Васильчук Сергей Петрович
serg70p

Categories:

Трад. узоры писанок - расписных обрядовых яиц (Украина)



Оригинал взят у ladolado в Трад. узоры писанок - расписных обрядовых яиц (Украина)




 
Роспись яиц - весенний обряд, коловраты изображают и призывают движение созидательных сил Природы.
Может, и нам поможет весну наконец зазвать.)

--------------------------------------------


Оригинал взят у ladolado в Тверская обл. XIX век
Сороки (женские головные уборы) верхневолжских карел



Взято отседова

-----------------------------

Оригинал взят у nap1000 в Крест, молящийся и птица. Часть 3.


Тут и тут уже затрагивалась тема этой интереснейшей композиции. Она представляет из себя, как правило, вертикально ориентированную фигуру в центре, представленную либо в виде креста, либо человека с поднятыми вверх руками, либо дерева к расходящимися в разные стороны ветками. Зачастую все эти 3 типа сильно стилизованны и плавно переходят друг в друга. Так же часто на изображении встречается одна или две птицы. Ещё одной особенностью являются 2 круглых знака в самом верху по бокам композиции напоминающие нето солнечные, не то грозовые, не то ещё что.
Сюжет широчайше распростанён у всех славянских народов, и очевидно, схожие рисунки имели в разных случаях разные смыслы. Общим, по видимому, является только сама композиция, легко узнаваемая, даже при замене или выпадении некоторых символов. Встречается она также и у немцев и кельтов. Часто такой композицией изображали и христианские сюжеты. Так может быть из христианства и пришло?
Вот, например, самая древняя печать из францисканского монастыря города Росток, в бывших землях балтийских славян.

Опять фигура в середине, по бокам птицы, вверху не то звёзды, не то теже солнечные знаки. Датируется 12 веком, как раз временем христианизации этих земель. Вроде бы, популярный христианский сюжет - святой, голуби, сверху крест.

Позже похожая композиция распространяется на каменных церковных надгробиях. Вот например надгробная плита из того же монастыря в Ростоке, 14 век



На двух верхних кругах изображены птицы. Слева вроде лебедь, справа не то голубь, не то какая то хищная птица.

Схожее же изображение имеется в византийском музее в Афинах. Источник тут


Крест, ИС - ХС в верхних кругах, и птицы (теперь павлины) по бокам. Казалось бы вопрос о происхождении можно закрывать. Но нет.

Схожие же изображения встречаются и в Италии.
Болонья



Генуя



И можно было бы решить, что орнамент из византийско-римского исскуства, попавший в христианство, а через него к северным народам, если бы подобные изображения не были известны и у народов, которые сложно заподозрить в христианстве.

Бактрия, I тысячелетие до н.э.


Изображение скифской Богини под ручкой серебренного блюда из кургана Чертомлык, IV в. до н. э.


Сарматская золотая пластинка из кургана у с. Комарово.Северная Осетия, I в. н. э.

Источник последних трёх фото здесь


Получается, христианство тут совсем ни при чём. Что общего у бактрийцев, сарматов, скифов, греков, итальянцев, германцев, кельтов и славян? Все они индоевропейцы! И таким образом, похоже мы имеем дело с одной из древнейших форм культовых и.-е. композиций, остатки которого и до сих пор встречаются в орнаменте многих народов.

А вот, до кучи, и современное творчество польких родноверов

          

Изображения с большим разрешением можно увидеть на их сайте. Интересно, это - интуитивное, или были подобные прототипы в польском народном исскустве?




Tags: Геката, Древний мир, Россия, Символы, Славяне, Украина, Ыстория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments